MENU
Главная » Читать » Золото края » Касли

Касли - литье у озера

Скажи «Касли» — в голове вспыхнет: «каслинское литье». 

Вот на него и поехали посмотреть. Челябинская область, г. Касли, ул. Советская, д. 38. Музей художественного литья. Это было главной целью поездки 30 июня 2018 года. 

Вот оно — здание. Мы его еле нашли. Хорошо, что есть навигаторы, карты и смартфоны. Никаких подсказок в городе, ни одного направляющего указателя к тому, чем можно и стоит гордиться, ради чего туристы должны совершать паломничество в этот небольшой городок (согласно Википедии чуть больше 16 тыс. жителей). 

Ощущение такое, что тут особо не ждут: парковки нет, направляющих нет, видного расписания нет. Та странная, распахнутая над старым крылечком железная дверь слева, со стороны военкомата, нисколько не похожа на вход в музей одного из самых выразительных народных промыслов родной земли.

С основными вехами истории Каслинского чугунолитейного завода, основанного, как и город, в 1747 году, можно кратко познакомиться, прочитав информацию в презентационнй папке. 
(Кстати, текст почему-то не прошел корректорскую правку. Начинаешь читать — нет-нет и спотыкаешься о неправильные фразы, орфографические и пунктуационные ошибки.)
В музее есть еще проектор и интерактивный стенд. Но они выключены. И, поскольку нас было всего двое, никто нам технику не включил, фильм, о котором пишут другие путешественники, никто посмотреть не предложил. Ходите люди — смотрите, что увидите. Правда, фотографировать можно без ограничений. И условий. Освещение тоже оставляет желать лучшего.

А посмотреть есть на что. В музее собраны вещи, отлитые по моделям в основном XVIII-XXI веков.  


Сначала восхищаешься техникой: чугунное литье в представлении непосвященного человека довольно грубая техника. А тут — такое кружево, такое изящество!

А как «сжимается сердце и слезы наворачиваются на глаза», когда видишь предметы из детства! 

В каком доме не было хоть одного великого Дона, Черта

или Собаки-чернильницы!

Выразительность этих фигур просто потрясающа. Образы полны драматизма! 

Детализация такая, словно чугун - это воск.

Фигурки животных, наверное, оживают, как у Андерсена, - ночью, когда нет людей, - и живут собственной жизнью.

Собаки таскают арапники из угла в угол. Ежики шуршат и стучат когтями по полу. 

Медведи, как положено, по улицам начинают бродить.

Дракончикам тоже место найдется.

И даже динозавры будут вечно встречаться друг с другом...

Рядом - свежесть и простота примитивизма. 

В памяти где-те трепыхаются иллюстрации в детских книжках.

В бабу с подсолнухами невозможно не влюбиться. 

Образы бередят генетическую память...

...и культурную. Посмотришь - никогда не забудешь, кто за кем! 

А как без охраны?

И мечтах о счастье...

И никогда не будет настоящего русского духа без Лукоморья!

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...

Нельзя не насладиться и другим образом: 

"Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей..." (Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством") 

Но жизнь не только сказка...

Простые вещи, обычные дела - не в этом ли красота?

Впрочем, говорят, искусство неотделимо от истории, а значит, и политики...

Оно используется даже для партийных отчетов. Надпись на планшетке, которую держат рабочие, гласит (орфография и пунктуация сохранены): 

От треугольника и ударников
литцеха встречая XIV годовщину окрябрьской
революции соследующими показателями
I Охват хозрасщетом 65,77% кштату рабочих
2 Переведено на прогресивно сдельную оплату
переделов с охватом рабочих 52,91% к штату
3 Передано в партию 32 ч
4 Внов охвачено ударничеством за октябр 152 ч
5 выполнение прогрмы за октябр 65,17%

- так рапортовали рабочие завода в 1931 году.

И славили рабочие и художники народных героев.

И восхищались мастерством талантов.

Искусство вне политики? Может, какое-то другое, но советское - точно нет! Даже абстрактные понятия вполне вещественны. Каждая деталь композиции "Гимн Советского Союза" значима для любого, кто понимает, о чем идет речь.

 


Как известно, истина одна. А правда у каждого - своя. Вот и Россию каждый представляет по-своему. У кого-то она серая и нищая в узорчатом платке, у кого-то - синеглазая с образами в ризах. Для одного она юродивая, изуродованная, исстрадавшаяся, для другого - свободная, просторная и бескрайняя. Каков автор, такова и его Россия.

Все смешалось в наследии каслинского литья: и лошади Клодта, и портреты вождей, и невинные бытовые декорации. 

Однако еще теплится надежда, выраженная еще в одной композиции - "Мастерство бессмертно":

Хотя... 

30 июня 2018 г.
 

 

Категория: Касли | Автор текста: Owner (15.07.2018) | Автор фото: Андрей Гаврилин, Мария Гаврилина | Полистать фотографии
Просмотров: 173

Сайт создан в системе uCoz,